Для полноценного использования всех возможностей нашего сервиса необходимо заполнить и подтвердить обязательные поля в вашем профиле:
Благодарим за уделённое внимание!
В России отсутствует дефицит сеялок для пропашных культур, однако наблюдается увеличение спроса на простые агрегаты с небольшой шириной захвата. О причинах и других тенденциях в этом сегменте рынка сельскохозяйственной техники рассказал менеджер по продукту и поддержке продуктов компании ОПТИТЭК Александр Довженко.
Сужение рынка
Компания оценивает рынок пропашных сеялок в среднем в 1,5 тыс. единиц в год, включая модели на 8, 12, 16 и 24 ряда. В период с 2019 по 2022 годы продажи этих агрегатов, стимулируемые увеличением площадей под подсолнечником и высокой стоимостью реализации маслосемян, возросли с 1,2 тыс. единиц в 2019 году до почти 2,3 тыс. единиц в 2022 году. Однако в 2023 году продажи сеялок упали более чем на 30%, составив 1,5 тыс. единиц, что отразило отрицательную динамику как для импортных, так и для отечественных машин: снижение составило 25% и 38% соответственно. Основная причина этого – уменьшение спроса со стороны фермеров, вызванное снижением маржинальности при выращивании главной масличной культуры в российском севообороте.
Тенденция к упрощению технологий
«В России развитие сегмента пропашных сеялок напрямую связано с рынком подсолнечника. В период с 2019 по 2022 годы, когда рентабельность данной культуры достигала своего максимума, цена доходила до 60 рублей за килограмм при себестоимости производства около 25 рублей за килограмм, продажи сеялок увеличивались на 15-28% ежегодно, что также связано с растущими требованиями аграриев к технологическим характеристикам машин», – отметил Александр Довженко.
Доля импортных сеялок с электроприводом, обеспечивающих посекционное управление и дифференцированный сев, увеличилась с 21% в 2019 году до 48% в 2021 году. Тем не менее, в 2022 году этот показатель упал до 30%. Это произошло из-за ограничений на экспорт подсолнечника, что снизило маржинальность его производства, а также из-за ухода одного из основных поставщиков машин с электроприводом с российского рынка.
Эта тенденция, наряду с переходом к менее широким агрегатам, продолжается и в настоящее время. Это связано как с прогнозируемым снижением посевных площадей под подсолнечником до 10% в ближайшие несколько лет, так и с нехваткой подходящего тракторного парка, особенно мощных тракторов от 300 л.с., необходимых для работы с 24-рядными сеялками.
Например, если в 2022 году доля 24-рядных агрегатов составляла 8% от общего объема реализуемых в России пропашных сеялок, то в 2023 году этот показатель сократился вдвое – до 4%. В то же время сегмент 8-рядных моделей продемонстрировал рост: с 64% в 2022 году до 78% в 2023 году, что привело к потере доли как у 24-, так и у 16-рядных машин. При этом большинство из этих сеялок оснащены механическим приводом, а не электрическим, и комплектуются маркером для упрощенной технологии посева пропашных культур.
«Эти орудия отличаются простотой и надежностью, а также имеют более низкие затраты на содержание, что в современных экономических условиях сельскохозяйственного бизнеса для многих становится решающим фактором при выборе техники. Кроме того, они не предъявляют высоких требований к тракторным системам, включая их мощность, что также является актуальным в сегодняшних реалиях», – отметил эксперт.
Рыночная география
Значительных изменений на рынке пропашных сеялок среди основных игроков не наблюдается, так же как и массового появления новых брендов, как это произошло, например, с тракторами, комбайнами или телескопическими погрузчиками. Это связано с тем, что на рынке продолжают активно действовать ключевые иностранные компании, а также с сильными позициями российских производителей.
К примеру, в 2021 году доля отечественных сеялок на рынке составляла 45%, а в 2023 году – 48%. В то же время техника из Германии занимала 9% и 15% соответственно, из Франции – 11% и 8%, а из Италии – 8% и 13%.
Тем не менее, на рынке продолжают появляться новые бренды. Турецкие производители представили на российском рынке более доступный аналог популярной сеялки итальянской марки. Доля Турции в импорте этого сегмента увеличилась с 4% в 2021 году до 8% в 2023 году. Также активизировались китайские производители, которые увеличили свое присутствие с 0,3% в 2022 году до 3,7% в 2023 году.
«В 2023 году наша компания представила на рынке 8-рядные пропашные сеялки, которые оборудованы системой высева Precision Planting и высевающими секциями на параллелограмме, а также спицевым колесом для контроля глубины и воздушным ресивером», – сообщил Довженко. – «Однако, учитывая потребности некоторых хозяйств, где подсолнечник по-прежнему занимает важное место в севообороте, мы недавно начали разработку 16-рядной модели, выход которой на рынок запланирован на начало 2025 года».
Источник: agroxxi.ru