Для полноценного использования всех возможностей нашего сервиса необходимо заполнить и подтвердить обязательные поля в вашем профиле:
Благодарим за уделённое внимание!
Рост интенсивности товарооборота стимулирует ритейлеров оперативно реагировать на ИТ-новации в логистике. Модели, которые сегодня кажутся российским ритейлерам еще необязательными к внедрению, через пару лет должны стать привычной рутиной, иначе трудно будет догнать западных и азиатских коллег.
Склады ритейлеров имеют довольно высокий уровень автоматизации как с точки зрения оборудования, так и с точки зрения систем управления. Это объясняется особенностями розницы, для которой характерны мелкоштучный и штучный отбор, высокая интенсивность хранения, ASN-приемка, штучный учет продукции из-за необходимости введения обязательной маркировки отдельных категорий товаров. «Пример автоматизированных складов — распределительные центры ТД «Эра» (управляет сетью дрогери «Улыбка Радуги»), где применяются такие технологии, как отбор посредством автоматизированного конвейера-сортировщика, pick-to-cart, pick-to-light и pick-to-belt, — рассказывает руководитель отдела маркетинга «Солво» Даниил Першин. — Или ритейлера одежды премиум-класса Lady and Gentleman СITY, применяющего RFID-технологию для маркировки и учета шуб, автоматизированную стеллажную систему по организации хранения одежды на вешалках, оборудованную конвейерами и лифтами, управление маршрутизацией грузов».
Ритейлеры, как правило, автоматизируют все основные складские операции — приемку, размещение, внутренние перемещения, пересчет, планирование заказов, отбор, пополнение зоны отбора, упаковку, отгрузку, погрузку в автотранспорт.
Но на более глубокие уровни — применение математических методов для моделирования склада, внедрение систем мониторинга, полная роботизация — выходят пока немногие.
Логистические ИТ-системы и процесс автоматизации склада, по мнению директора продуктового офиса BIA Technologies Антона Рудашевского, можно разделить на несколько уровней:
Эволюция учетных систем
Первая категория систем — простые учетные системы, отражающие бизнес-события или факты и работающие в полуручном режиме: человек заносит в систему информацию, которая распространяется по другим информационным системам согласно заложенным правилам и настроенным бизнес-процессам. «Эти системы есть почти у всех, — рассказывает Антон Рудашевский. — Сегодня трудно найти склад , не имеющий цифровой таблички, в которую вносятся категории, место их размещения, количество, время приемки и отгрузки».
Функционал и возможности учетных систем постоянно расширяются. Актуальная тенденция развития: интеграция WMS-систем с высокотехнологичным оборудованием, таким как системы оптимизации погрузки палет в автотранспорт, системы измерения ВГХ-груза, системы видеонаблюдения, склады-автоматы и сортировщики палет, AGV, дроны и т. д.
Отмечается еще одна тенденция — поставщики WMS создают единые платформы уровня «исполнение цепей поставок» (SCE — Supply Chain Execution) и шире — «управление цепями поставок (SCM — Supply chain management). На рынке отмечается появление модели продаж по технологии SaaS (Software as a Service) — программное обеспечение как услуга. В системы управления внедряются новые механизмы.
«В последнее время применяются облачные технологии для управления несколькими распределенными складскими комплексами, например, решение «Удаленный склад», — рассказывает Даниил Першин. — Практикуется управление коммерческой деятельностью склада (Billing), управление человеческими ресурсами (Labor management), включая мотивационные механизмы, интеграция с системами голосового управления складом, применение на складе мобильных устройств гражданского назначения на базе ОС Android, RFID. Появились многочисленные механизмы по автоматизации приемки на склад, как с использованием принтеров-аппликаторов, так и без, механизмы группового отбора, оптимизации хранения, инвентаризации склада с помощью дронов и самоходных штабелеров».
Система управления складом требует учета особенностей и потребностей конкретного ритейлера. Как правило, доработки WMS могут быть существенны в случае необходимости интегрировать систему с узкоспециализированным оборудованием склада — определенными моделями систем хранения или сортировщиками заказов, системами оптимизации погрузки или хранения, мобильными стеллажными системами, не имеющими стандартизированных интерфейсов для интеграции, и так далее. В остальных случаях требуется настройка уже существующего функционала.
Основные критерии выбора WMS: бюджетные ожидания, степень соответствия предлагаемого решения в рамках тендера требованиям RFP в плане функционала, производительности и опыта компании в конкретной области (например, продуктовый ритейл или ритейл одежды и обуви).
Даниил Першин, руководитель отдела маркетинга компании «Солво»:
Важным параметром выбора WMS является возможность компании-вендора предоставить решение «под ключ», включающее оптимальный микс лицензий на ПО, оборудования и услуг .
В последнее время для ритейлеров становится очень важным опыт вендора WMS в области автоматизации складов e-commerce и fulfillment центров.
В оптимизации и автоматизации складских процессов помимо систем класса WMS могут использоваться системы или модули оптимизации отдельных процессов внутрискладской логистики: система укладки коробов на палете, укладки в автотранспорт с учетом нагрузки на ось, измерения масса-габаритных характеристик груза, низкоуровневые (уровень управления на уровне контроллеров оборудования) системы управления классов WCS и MES.
Методом математического моделирования
Следующий уровень автоматизации — применение математических методов для моделирования, оцифровка топологии и активов склада. Построение модели позволяет создавать идеальную картину склада, предиктивно смотреть на процессы, не только внутренние, но и внешние — складской двор, грузовые потоки между складами, перевозка из центрального хаба на локальные и так далее. «Методами моделирования в России пользуются 10—15% складов, — считает Антон Рудашевский. — Эта категория автоматизации у нас находится в зачатке, так как логисты на местах хотят ограничиться собственной экспертизой и идти по методу проб и ошибок, но практика показывает, что это ведет к рискам и негативным затратам».
Третья категория — системы мониторинга и трекинга. Это технологии, позволяющие оцифровать передвижение объектов (грузы, погрузчики, люди) внутри склада в режиме реального времени, сопоставить идеальную математическую модель с реальными процессами и оценить, насколько они реализуются в рамках составленной модели. Внедряются компаниями, осознавшими, что уровень ручной оптимизации уже не дает им возможности развиваться. Пока этими технологиями пользуются единицы.
Четвертый этап — роботизация склада. Отсутствие ручного труда, роботы-тележки, способные перемещать палеты по территории склада, системы, работающие с этажностью стеллажей, и так далее. Движение в сторону роботизации — мировая тенденция, вызванная необходимостью ускорения логистических процессов и повышения точности управления товарными запасами. Особенно актуальна для сегмента e-commerce. Известно, что гигант интернет-торговли — компания Amazon — роботизировала свои склады.
«Роботизация имеет технологические ограничения, — рассказывает Антон Рудашевский. — Робот не может возить сначала арматуру, потом айфоны, поэтому подходит только для работы с однотипными грузами. В этот сегмент попадают многие e-commerce-ритейлеры, продающие однотипные, мелкогабаритные товары, что дает им возможность полностью роботизировать склады. Думаю, пока в России найдется не больше одного десятка компаний, внедривших роботов на складе».
Обязательный этап
Почему не происходит массовое внедрение роботизации даже в компаниях, оперирующих однотипными и одноразмерными товарами? Одна из фундаментальных причин — отсутствие четкого построения бизнес-процессов.
«Во многих компаниях процессы неточно сформулированы, непонятны, поэтому между ними нельзя выстроить взаимосвязь, — поясняет Антон Рудашевский. — Плохо построенный процесс можно оцифровать, но он не будет работать. «Цифру» нельзя «подкрутить», «цифре» нельзя позвонить, с ней нельзя договориться, она работает по заданным правилам и нормам, и если что-то не стыкуется, автоматизация не получится. Я уверен, многие хотят переходить на более высокие уровни цифровизации, но не готовы к подобным внедрениям. Придется сначала заниматься процессами более низкого уровня. И если учетные системы есть у всех, то математическое моделирование и анализ движения объектов на складе применяет минимальное количество компаний».
Внедрение технологий, связанных с моделированием склада и процессов, тормозят отсутствие достаточного предложения и недоверие ритейлеров к сторонним разработчикам.
Система услуг построения модели склада в России довольно молодая. Хедлайнеры этого направления начинали с формирования внутри своей компании математических команд для решения конкретных локальных задач. Например, такова история компании «Деловые линии», которая сформировала департамент математиков и успешно решала свои задачи автоматизации. Через 3—4 года успешных решений компания стала выводить услуги на внешний рынок.
Проблема в том, что сами математики — производители решений — обычно люди некоммерческого склада, и из таких коллективов редко получаются предпринимательские команды, которые не только создают, но и упаковывают, и продвигают свое решение на рынок. Поэтому в России временной разрыв между успешным применением математического решения и выводом его на рынок в виде услуги составляет 3–4 года.
С короткими спринтами
Сегмент крупной заказной разработки на российском рынке постепенно сокращается. За годы крупных комплексных ИТ-внедрений у ритейлеров накопился немалый негативный опыт, ставший причиной снижения доверия к компаниям-разработчикам.
Нередко выяснялось, что компании не получили тех возможностей и опций, на которые рассчитывали, стоимость решения оказывалась более высокой, чем планировалось, а внедрение проходит так долго, что за это время успевал измениться сам бизнес.
Нарастает новый тренд — продуктовые разработки в короткие сроки. Компания-разработчик создает минимальный продукт — MVP (minimum viable product), с которым идет к клиенту. Клиент доводит этот продукт до ума силами либо собственных программистов, либо разработчиков продукта. В модели MVP используются гибкие методологии разработки, в том числе agile-подход, разработка части продукта силами выделенной команды (scrum-команда) с недельным сроком исполнения (спринтом) и приемкой работ. При таком подходе уменьшаются риски, имеется возможность сразу попробовать, как решение работает на практике, выявить ошибки и внести корректировки.
Таким образом, ИТ-услуги становятся более понятными и короткими в реализации: если раньше проекты внедрялись 8–14 месяцев, то сейчас 3, максимум 6 месяцев.
«Клиенты стали более требовательными к готовности продукта, — рассказывает Антон Рудашевский. — Разработчики должны предоставить качественную, короткую и приемлемую по деньгам услугу, которая будет объединена с бизнес-эффектом. Если раньше продукт разрабатывался по требованиям клиента, то сейчас — по потребностям: клиент формулирует проблемы и бизнес-потребности, а разработчики адаптируют эти потребности в ИТ-решения и несут ответственность не за выполненное ТЗ, а за конечный результат внедрения».
Обзор актуальных решений
С 15 по 17 апреля в «Крокус Экспо» будет проходить крупнейшая Международная выставка транспортно-логистических услуг и технологий TransRussia. Расскажем о нескольких самых известных, а также инновационных ИТ-решениях в логистике, которые будут представлены в рамках выставки.
Наиболее распространенные программные продукты, внедренные и работающие на многих РЦ, складах и в логистических компаниях сделаны на «1С». Их можно будет увидеть на стенде компании «1С-Рарус».
«1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» — это комплексное решение для транспортной экспедиции, позволяющее управлять собственным автопарком, контролировать работу наемного транспорта, учитывать различные виды перевозок, в том числе сложные, мультимодальные, LTL- и FTL-перевозки. Продукт актуален для транспортно-логистических компаний, для транспортных подразделений производственных, торговых и прочих организаций с собственной службой доставки, в том числе интернет-магазинов. В основе решения — опыт «1С-Рарус», полученный на проектах в компаниях ПАО «АВТОВАЗ», ГК WETT, «Еврологистик» и других. Сейчас систему успешно используют сотни компаний-клиентов «1С-Рарус»: АО «Милитцер и Мюнх», ООО «ИксПиО Лоджистикс Фреш», ООО «Брозэкс», Star-Cargo Berlin GmbH, ООО «Очаковская логистическая компания» («О.Л.К.«), ООО «Карго траст», ООО «Агат-Транс», «АЛРОСА-ТЕРМИНАЛ», ООО «РАЙДКАР», ООО «Фреш Фрост Транс» и многие другие.
«1С:Управление Автотранспортом. Проф» — совместное решение фирмы «1С» и компании «1С-Рарус», предназначенное для автоматизации управленческого и оперативного учета работы автопарка: в автотранспортных предприятиях; в транспортных подразделениях торговых и производственных компаний; в прочих компаниях с различной отраслевой спецификой. Программа широко известна в среде российских автотранспортных предприятий, ее успешно используют ПАО «АВТОВАЗ», ФГУП «Почта России», ПАО «РусГидро», ГК «Бавария», ООО «Дикси Транс», ООО «Каршеринг Руссия», УК «Татнефть-ТрансСервис», ООО «Компания Востсибуголь», ООО «ГазпромТрансгаз Югорск», ОАО «Региональные электрические сети» и другие компании, обладающие автопарками более чем из 100 транспортных единиц, и в том числе такие, размер автопарков которых превышает 10 000 транспортных единиц.
Компания «Солво» планирует представить новую концепцию управления логистическими объектами — Solvo. SCE. Эта концепция соответствует тренду создания единых платформ уровня SCE (Supply Chain Execution) и SCM (Supply chain management), когда конкретные решения формируют единую интегрированную платформу, в которую по мере развития бизнеса легко встраиваются новые модули и продукты посредством сервисно-ориентированной архитектуры (SOA). Платформа объединяет флагманские решения Solvo. WMS для управления складом, Solvo. TOS для управления портами и контейнерными терминалами, Solvo. Yard для управления складским двором и Solvo. Billing и Solvo. WEB для управления взаиморасчетами с грузовладельцами / заявками от контрагентов.
BIA-Technologies представит на выставке несколько новых для рынка решений.
BIA-Экспертиза — комплекс услуг по адаптации работы систем «1С» к растущему бизнесу компании. BIA-Экспертиза осуществляется компанией BIA-Technologies в рамках проекта фирмы «1С» — Центры корпоративной технологической поддержки (ЦКТП). Как правило, рост компании и увеличение нагрузки на систему влечет за собой ошибки, необходимость изменять настройки или срочно докупать «железо». BIA-Экспертиза решает задачи масштабирования системы, помогает справиться с большинством проблем при работе с системой автоматизации — от «помогите сделать работу быстрее» и до проведения масштабных мероприятий по эмуляции работы продуктовой среды. В рамках экспертизы проводится нагрузочное тестирование, позволяющее определить поведение информационной системы в измененных условиях. Подобная работа была проведена для компании «Деловые линии».
«Тракт» — автомобильный навигатор с картографией, разработанный под нужды водителей грузового автотранспорта. Навигатор действует следующим образом: водитель вводит в приложение параметры своего грузовика, а система прокладывает путь, учитывая все особенности и ограничения для грузовиков (может ли данная фура проехать под мостом, разрешено ли по дороге ехать большегрузу, если можно, то в какое время и т. п.). Приложение запущено в середине 2018 года, к марту 2019 года у него уже свыше 30 000 постоянных пользователей.
BIA Proximity — высокоточное отслеживание объектов в режиме реального времени при помощи технологии iBeacon. Пилот watch реализован на российском заводе, производящем удобрения: сотрудников отслеживают при помощи Bluetooth-сигнала на мобильные устройства, а местоположение техники и продукции завода определяют по маякам. Такое отслеживание позволяет в реальном времени понять, где находятся активы, когда актив использовался в последний раз, кто или что вступали в контакт с активом и т. п. В итоге сокращается время на отслеживание, особенно на большой территории, предотвращается воровство, ускоряются сроки инвентаризации и т. п.
Антон Рудашевский, директор продуктового офиса BIA Technologies:
Внедрение ИТ-решения обязательно должно иметь бизнес-эффект, снижать потери и приносить прибыль. Иначе это не инновация, а просто исследовательский опыт, R&D.
Выставка TransRussia — это концентрация компаний, связанных с логистикой, платформа, на которой разработчики могут показать свои возможности и получить от бизнеса обратную связь.
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать записи блога.
Комментарии (0):
Эту заметку еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.