«Цель хорошая — жаль, не доживу»

Фильтры

Регион

Новости

«Цель хорошая — жаль, не доживу»

Борясь с инфляцией, ЦБ тормозит развитие отечественной промышленности.

Отсутствие в России государственной промышленной политики вкупе с жесткими действиями Центробанка уже довели экономику до рецессии. На наших глазах гибнут системообразующие промышленные компании, экономического роста нет уже два года. Борьба ЦБ с инфляцией через постоянное повышение процентной ставки и выкачивание денег из экономики по сути является борьбой с теми промышленниками, что готовы вкладывать деньги в модернизацию производства, создание новых рабочих мест и развитие регионов. 

Последние десять лет российские чиновники о промышленной политике и слышать ничего не хотят. Премьер Дмитрий Медведев на недавнем заседании правительства высказался в том духе, что различные госпрограммы министерств и ведомств, федеральные целевые программы — это и есть наша промполитика. Новый законопроект «О промышленной политике», разработанный Минпромторгом, по сути промышленной политикой не является.

Сегодня Россия глубоко деиндустриализирована, умирают не просто отдельные предприятия, а целые отрасли. Товаров мы производим в десятки раз меньше, чем другие страны. И пока Европа и Штаты берут курс на индустриальное возрождение, мы упорно продолжаем строить экономику торговли.

Одна из ключевых причин отсутствия реального производства — нет длинных денег по адекватной цене. Центробанк борется с инфляцией, и для этого постоянно повышает ставку по кредитам, таким образом, содействуя выкачиванию денег из экономики. Низкая инфляция, безусловно, важна. Но если делать выбор между снижением цен на несколько процентов и закрытием предприятий и сокращением рабочих мест, что вы выберете? А сегодня вопрос стоит именно так. Отсутствие возможности модернизировать изношенные фонды и потеря конкурентоспособности уже поставили на грань банкротства ряд крупных отечественных компаний.

На последнем международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге руководство ЦБ еще раз заявило, что его главная цель — борьба с инфляцией. ЦБ хочет снизить ее с нынешних почти 8% до 5%. По этому поводу один из участников в беседе с корреспондентом «МК» заметил: «Цель хорошая — жаль, не доживу».

С начала года, борясь с инфляцией, ЦБ повысил ставку с 5,5% до 7,5%. Следом, естественно, выросли процентные ставки в банках. Стоимость кредита для компаний в России запретительно высокая — 15—18%, а то и 20% годовых, что означает, что предприятия деньги под такой процент просто не берут, а значит, не развиваются и не модернизируют производство. Для сравнения, в странах Западной Европы и США ставка по кредитам составляет всего 4—6%.

Сопредседатель Московского экономического форума Константин Бабкин рассказывает: «Несколько лет назад из-за нерентабельности мы были вынуждены закрыть завод в Урюпинске, производящий запчасти для комбайнов, и уволить более 300 работников. Взамен купили предприятие по производству тракторов в Канаде, вложив $150 млн. Предприятие процветало, а когда настали плохие времена (производство упало на 20 %), канадское правительство выдало нам беспроцентный кредит на $20 млн сроком на двадцать лет».

В России на слуху проблемы крупных промышленных компаний. Например, горнодобывающий и металлургический холдинг «Мечел», на предприятиях которого работает 75 тыс. человек, превратился в объект настоящей охоты со стороны банков. Расширение бизнеса и инвестиции в региональное развитие сменились распродажей активов, создание новых рабочих мест — массовыми увольнениями.

Без смены курса Центробанка и сознательной промполитики в России так и будут процветать торговцы и спекулянты. А промышленники, осознающие важность производства для развития регионов и создания новых высокопроизводительных рабочих мест, будут лишь проигрывать. Пора понять, что без развитой промышленности не будет ни экономического роста, ни технологический инноваций.

Андрей Павлов

Источник: mk.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Eqinfo.ru - доска объявлений

Продавайте бесплатно
Доска объявлений